Адрес центра:Ярославль, пр-т Ленина, 25,
6-й этаж. Смотреть на карте

+7 (920) 122-71-16
+7 (915) 961-73-97
ПРАЙС-ЛИСТ
Главная страница Статьи Технология развивающего обучения
Технология развивающего обучения

 

Не секрет, что сегодня, человек нуждается не в накоплении информации, а во всестороннем развитии личности, в поиске нестандартных решений, умении найти выход из любой ситуации. Все это и предполагает технология развивающего обучения.

  Если 15 лет тому назад на читающего трехлетнего ребёнка смотрели как на чудо, то сейчас в первую младшую группу детского сада родители приводят детей, знающих буквы и цифры, и заверяют, что их дети на многое способны. И, правда, малыши могут многое.

  Давайте попробуем разобраться в особенностях двух альтернативных систем обучения – традиционной и развивающей.

  Традиционная система обучения своей главной целью ставит усвоение школьниками определенных знаний, умений и навыков, которые потребуются им в будущей жизни. Позиция учителя и ученика здесь ясна и понятна: учитель показывает образец, объясняет новый материал и контролирует учеников, которым необходимо как можно точнее понять правило и воспроизвести предписанные учителем операции.

  Но возможно ли главной целью образования выдвинуть само развитие ребенка? Оказывается, возможно. На смену классно-урочной системе Я.А.Каменского и К.Д.Ушинского, которой более 200 лет, постепенно приходит технология развивающего обучения авторами которой являются Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Эльконин.

  Что же развивает развивающее обучение? Однажды А.С. Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского и в этих 6 строчках все искусство развивающей системы обучения:

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

  Если вкратце, то:

• Важнейшим результатом развивающего обучения является возникновение и развитие теоретического мышления. Если при традиционном подходе складывается своеобразный тип "школьной” памяти, опирающейся на преднамеренное заучивание формы изложения учебного материала, то при развивающем обучении память действительно приобретает черты подлинной произвольности, становясь регулируемым процессом.

• Существенно изменяется в процессе развивающего обучения и картина развития способностей, являющихся сложным психологическим образованием, определяющим легкость и скорость образования умений и навыков, их гибкость и эффективность.

• Развивающее обучение оказывает существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащихся. Оно дает ключ к пониманию проблемных ситуаций и достойному решению проблем. Кроме того, развивающее обучение стимулирует развитие того комплекса чувств, который определяет нравственный облик личности.

  Таким образом, специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.

Помимо очевидных плюсов, у системы есть некоторые недостатки:

• Не всем учащимся по силам быстрый темп и высокая степень сложности. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями, универсальной системы обучения для всех нет.

• Слабая теоретическая часть. Так как по системе Л.В. Занкова большая часть времени уделена практике, у которой нет готового образца, на теоретическую часть и на закрепление материала отводится меньше времени.

Несмотря на все минусы программы, положительного больше. Задаваться вопросом о том, какая из двух альтернативных систем: традиционная или развивающего обучения – лучше, совершенно бессмысленно, ибо каждая из них предназначена для достижения вполне определенных, совершенно различающихся друг от друга целей образования. Если цель образования состоит в том, чтобы подготовить из ученика толкового исполнителя, следует выбирать традиционную систему образования. Если же ставится цель воспитать из каждого ученика человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за него, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оптимальные средства и способы их решения, то следует отдать предпочтение системе развивающего обучения.

Автор: Воротилова Юлия Дмитриевна.

 

Ссылки на источники:

1) Симон Соловейчик: Краткий курс пушкинской педагогикиhttps://vogazeta.ru/articles/2019/10/17/pedagogika/9953-simon_soloveychik_kratkiy_kurs_pushkinskoy_pedagogiki

2) Технология развивающего обучения — плюсы и минусыhttps://plusiminusi.ru/texnologiya-razvivayushhego-obucheniya-plyusy-i-minusy/

3) Что развивает и чего не развивает развивающее обучениеhttp://xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/news/chto_razvivaet_i_chego_ne_razvivaet_razvivajushhee_obuchenie/2014-02-03-14

Наверх