Адрес центра:Ярославль, пр-т Ленина, 25,
6-й этаж. Смотреть на карте

+7 (920) 122-71-16
+7 (915) 961-73-97
ПРАЙС-ЛИСТ
Главная страница Статьи Методы изучения иностранных языков
Методы изучения иностранных языков

  В обучении иностранным языкам под методом понимается направление, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения. За всю историю человечества было разработано множество различных образовательных методов. В обучении иностранным языкам использовались и используются приемы прямых, сознательных, комбинированных, интенсивных, коммуникативных и др. методов.

Традиционный метод.

  Этот метод преподавания основывается на понимании языка как системы и опирается на когнитивный подход к обучению. Получил широкое распространение в Европе при обучении греческому и латинскому языкам, а в XIX в. стал использоваться и при обучении современным языкам (французскому, немецкому, английскому).

  Цель обучения сводилась к овладению системой языка путем изучения грамматики и перевода текстов с родного языка на иностранный. В основу обучения была положена письменная речь, так считалось, что только она отражает подлинный язык. Потребность в овладении устной речью привела к падению интереса к грамматико-переводному методу обучения. Усвоение же языка проходило в результате анализа текста, механического заучивания и перевода, как правило, дословного. В методике преподавания иностранных языков Г.п. м. о. был широко распространен в годы, предшествующие второй мировой войне.

  Традиционный метод обучения иностранным языкам несколько устарел, считается, что он скучный, трудный, а результат достигается слишком долго – множество скучных и трудных грамматических правил, куча слов, которые необходимо зубрить, тоскливые тексты, которые требуется читать и переводить, а иногда и пересказывать. Преподаватель, который все время перебивает и исправляет ошибки. Вся эта скукотища длится несколько лет, а результат не всегда оправдывает ожидания.

  Основной недостаток традиционного метода в том, что он создает идеальные условия для возникновения называемого языкового барьера, поскольку человек не говорит, а просто комбинирует слова с помощью грамматических правил.

  В середине 50-х традиционный метод перестал соответствовать основным лингвистическим требованиям. В результате десятки альтернативных методик буйной молодой порослью покрыли лингвистическое пространство. Однако традиционная методика, хотя и сильно изменилась, но не сдала своих позиций и продолжает успешно существовать в виде современного лексико-грамматического метода, по которому работают школы.

  Итак, рассмотрим нетрадиционные методики изучения иностранного языка.

Метод Милашевича.

  В этом методе удивительным образом представлено умение предоставить важнейшую информацию в виде понятного, хорошо систематизированного материала, схемах и таблицах.

  Система основана на принципах системности изложения материала, наглядности (все данные представлены в виде простых и понятных схем, таблиц и картинок, которые легко рассказывают даже о самых сложных аспектах грамматики (предлогах, временах и т.д.); ориентации на скорость усвоения.

  Этот способ специально был разработан для быстрого способа изучения любого иностранного (в частности английского языка). Так, совершенно незнакомые с английским аспиранты уже после нескольких занятий могли понимать довольно сложный для усвоения материал из иностранных научных журналов. Этот метод так же отличает смелая подача. Милашевич был создателем чуть ли не единственной системы, которая так смело и быстро вовлекала учащегося в ни на что не похожий мир, где было просто рассказано о сложном.

Метод Левенталя.

  Методика создана на основе живого американского языка, с которым нельзя было познакомиться нигде: ни в учебниках, ни у школьных учителей.

  Материалы, предназначенные для усвоения (разговорные конструкции, записанные на пленку диалоги, контрольные работы) созданы совместно с американскими специалистами. Затем эти материалы переводятся на русский и выдаются студенту, который должен сначала сделать их обратный перевод, не пользуясь ни книгами, ни чьей-то помощью. Так фиксируется его "разговорный слепок" со всеми имеющимися проблемами. Затем следует этап ПОИСКА правильного решения (здесь можно пользоваться книгами, чьей-то помощью). И, наконец, третий этап - ПРОВЕРКА - студент сверяет свой текст с оригиналом. Это - очень важный момент, он проверяет не чужой текст, а свои догадки и предположения; а это уже эмоциональный процесс. Эти эмоции по отношению к каждой проработанной фразе и есть ключ к запоминанию у взрослого человека. Результат - разговорные конструкции ложатся в активную память; индуцируют (т.е. вызывают) правильную речь. Процесс выработки разговорных навыков как бы "прокручивается на малой скорости" с последующим анализом и коррекцией ошибок, что очень редко удается в реальном общении.

  Данная методика не говорит, что учиться будет легко и можно добиться успеха быстро. Она сразу заявляет, что только усердие и ежедневный кропотливый труд приведут к желаемой цели.

Методика Драгункина.

  Он прославился тем, что предложил использование русифицированной транскрипции для запоминания английских слов. Его доводы предельно просты – акцентов и вариантов произношений так много, что Ваш английский не обязательно должен быть похож на типичный. Из преимуществ: самое понятное изложение правил, легкость запоминания. Недостатки: эффективность сложно оценить, а роль стандартного произношения нельзя недооценивать. Вы должны понимать других, а они – понимать Вас. Иначе зачем Вам именно этот язык?

  Эта система характеризуется, во-первых, целостностью. В методе хорошо освещены практически все разделы грамматики. понятно изложены правила, представлены упражнение на их закрепление. Доступно излагаются грамматические азы путем знакомства с альтернативной грамматикой.

  Во-вторых, огромная скорость усвоения материала. Весь курс можно освоить за 10-20 дней. После этого предлагается проводить самостоятельную работу. Принципиально важно понимать, почему важно строить фразу именно так, а не другим способом. Уже на первом занятии начинают строить предложения всех уровней сложности.

  Цель методики – заложить базу, после чего идет ее постепенное наращивание (увеличение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматики и так далее).

Метод Пимслера.

  Метод доктора Пимслера – это метод, направлен на современного человека, у которого нет возможности проводить много времени над книгами. Каждый курс состоит из 90 уроков по 30 минут каждый, т.к. Доктор Пауль Пимслер утверждает, что мозг человека принимает информацию наиболее эффективно в течение 30 минут. Все уроки проводятся двумя дикторами – русским и англоговорящим. Задача ученика – внимательно слушать и выполнять все то, что говорят дикторы. Чем хорош этот метод? Он помогает избежать ошибок неправильного произношения, и относительно легко запомнить количество слов и комбинаций фраз, достаточных для полноценной коммуникации. Это единственный запатентованный метод тренировки памяти, который способствует быстрому запоминанию информации. За образовательные промежутки в 20–30 минут методика позволяет запомнить до 100 слов. Таким образом, к концу обучения Вы должны знать от 2 000 до 3 000 слов. Минусом же методики станет отсутствие качественной проверки произношения и усвоения знаний.

Метод Франка.

  Изучение английского по методу Ильи Франка основано на чтении литературы, адаптированной специальным способом. текст в данных книгах разбит на абзацы, сначала идет адаптированный отрывок (на иностранном с подробными пояснениями смысла отрывка и разбором новых слов), затем идет тот же текст, но уже чисто на английском. Таким образом, читатель сначала прочитывает предложение на иностранном языке, вникает в суть написанного, разбирая незнакомые участки, а затем закрепляет материал прочтением отрывка полностью на английском (или любом другом языке).

  Преимущества этого метода в следующем: Вам не приходится постоянно лазить в словарь за переводом (что экономит время и повышает мотивацию); слова могут иметь разные значения в зависимости от контекста, и неопытный читатель может просто неверно понять содержание; слова запоминаются не по-отдельности, а целыми выражениями и словосочетаниями, что помогает впоследствии успешно использовать их в активной речи.

Метод Шехтера и коммуникативная методика Китайгородской.

  Изучение иностранного языка по методу Шехтера получило распространение в далеких 90-х несмотря на то, что их не рекламировали так яростно.

  Главный принцип этих двух способов в обучение через общение.

  В данном способе изучения языка за основу берется не классическая модель «от теории к практике», а обратная, более естественная система восприятия. Она крайне схожа с тем, как мы усваиваем родной язык. Автор приводит в пример то, как маленькие дети учатся разговаривать — ведь никто не объясняет им правила построения предложений, падежи и части речи. Точно так же Игорь Юрьевич Шехтер предлагает изучать английский язык.

  Данная методика английского языка состоит из трёх этапов: на первом даются лексические единицы, слова и выражения, и только потом, на втором и третьем, происходит коррекция использования грамматико-синтаксических структур. Система не раз подтвердила свою действенность и на данный момент является одной из самых успешных с точки зрения педагогов-психологов.

  Мы рассмотрели некоторые методики изучения английского языка с нуля. При этом необходимо понимать, что среди них нет лучшей или худшей.

  При огромном количестве преимуществ всех этих методов у каждого из них есть один большой недостаток: ни один из них не гарантирует стопроцентного, быстрого и эффективного способа самостоятельного изучения иностранного языка для всех. Почему?

  Дело в том, что у всех людей разные доминирующие способы восприятия информации. Одни из насаудиалы, то есть воспринимают информацию преимущественно при помощи слуховых каналов. Другие визуалы – люди, которые воспринимают и обрабатывают информацию преимущественно зрительным каналом. Есть также кинестетики и дигиталы, у которых также свои особенности.

 

Автор: Кондакова Н.Е.

Наверх