В современном мире очень часто говорят о том, как необходимо владеть английским языком, приводя множество аргументов. Невозможно не согласиться с этим суждением, ведь этот язык – язык международный, чаще всех остальных языков является ключевым фактором для продвижения по карьерной лестнице, пригождается тем, кто часто путешествует. Также мы помним о том, что изучение в принципе любого иностранного языка улучшает память, развивает мышление, повышает самоорганизованность. О пользе данной деятельности написано огромное множество статей и научных работ, поэтому в данный момент любой взрослый человек не сомневается в том, что владение английским языком в современном мире является базовым умением наравне со способностью читать, писать и считать. Именно поэтому родители стремятся обеспечить обучение своих детей как можно раньше, и они поступают очень разумно. Среди профессиональных педагогов бытует мнение о том, что самый лучший возраст для начала обучения детей – период с трёх до пяти лет. Считается, что в этом возрасте ребенок уже достаточно развит, чтобы выстраивать правильное лингвистическое восприятия мира и владеет хорошим словарным запасом. В настоящее время существует большое количество программ, направленное на обучение английскому языку детей дошкольного возраста, например пособия В.Мещеряковой "I LoveEnglish", в состав которого входят материалы, предназначенные для обучения детей как начального уровня (“Icansing”), так и тех, кто уже способен хорошо разговаривать и воспринимать информацию на английском языке (“Icanread”).
Но как же добиться того, чтобы ребенку, особенно маленькому, занятия по английскому языку были интересны? Как преподаватель достигает того, чтобы занятия длиной в 45 минут не казалось учащимся вечностью, а к концу курса каждый из них мог свободно общаться и использовать выученные слова и фразы? Чтобы получить хороший результат в процессе обучения, просто необходимо не забывать об игровом подходе в обучении детей, школьников и даже учеников старшей возрастной группы.
Во-первых, для обучения детей любого возраста, а также взрослых студентов необходимы наглядные материалы. Это может быть что угодно – игрушки, рисунки, видеоролики. Когда преподаватель обучает дошкольников, используя игрушки, дети задействуют зрительную память и ассоциативное мышление и запоминают новую лексику быстрее.
Некоторые элементы игры, которые осуществляет преподаватель в работе с дошкольниками, используя игрушки:
- инсценировка жизненной ситуации (поход в магазин, приём гостей);
- игры-соревнования (угадать персонажа наощупь; угадать, где персонаж прячется; угадать по подсказке, какого персонажа спрятал преподаватель);
- игры с элементами счёта (убирать по несколько игрушек);
Также во многих моментах обучения преподавателю требуются изображения персонажей, которые выглядят практически одинаково, но отличаются характером (злой-добрый), физическими особенностями (сильный-слабый), цветом (белый-черный) и т.д. В таком случае преподаватель прибегает к использованию цветных рисунков, которые могут вызвать реакцию у ребенка – смех, умиление, восторг, что также способствует быстрому усвоению нового материала.
При обучении дошкольников, студентов школьного возраста и взрослых студентов преподаватель также может использовать карточки, изображающие новую лексику. Существует огромное множество вариантов игр с карточками, направленных на запоминание новых слов, например:
- убирать по 1-2 карточки и просить учащихся назвать отсутствующие
- менять карточки местами, учащиеся должны разложить их по своим местам
- игра «крокодил» с жестами или подсказками на английском языке
- игра с карточками, разложенными в виде настольной игры
– кинуть кубик и назвать слово, которое попалось
Преподаватели часто прибегают к демонстрации видеороликов на своих занятиях – учащиеся также могут повторить новую лексику, познакомиться с использованием изученных фраз и исправить произношение при их просмотре. Здесь также будет уместен игровой момент:
- посчитать, сколько раз в видео прозвучит знакомая лексика
- обратить внимание на мелкие детали в видео и ответить на вопросы преподавателя, играя в командах
- услышать и исправить ошибки в произношении, грамматике в процессе соревнования с другими учащимися
Во-вторых, опытный преподаватель всегда знает, как и когда любую известную игру будет уместно адаптировать под своё занятие. Для этого не всегда нужно иметь при себе картинки, бумагу и даже карандаши. Несколько примеров простых игр, которые можно использовать на занятии по английскому языку:
1) Игра на реакцию: преподаватель называет слова и делает акцент на том, что на каждое слово дети должны выполнять определенное действие. Например, таким образом можно повторить цвета: red – встать, green – присесть, blue–подпрыгнуть и т.д. Далее преподаватель ускоряется и начинает путать учащихся. Таким же образом преподаватели учат студентов запоминать основные действия (standup, sitdown, handsupи т.д.), а затем тренироваться выполнять их по команде.
2) В игру по правилам «крокодила» можно играть и без использования карточек. Преподаватель и студенты могут просто придумать, выбрать из ранее изученных любое слово и загадать его. Многие дети и взрослые любят расслабиться и отдохнуть во время игры, особенно в середине долгого и серьезного занятия по грамматике.
3) Сломанный телефон. Хорошо подходит для занятий с дошкольниками.
Если под рукой есть доска, мел, маркеры и бумага, тогда выбор игры тем более не вызывает трудностей. Варианты игр:
1) Виселица. Один человек придумывает слово и рисует на доске количество букв, используя клетки. Студенты предлагают буквы, и если буква присутствует в слове, тогда ее записывают. Если же нет, то на доске рисуется часть виселицы и повешенного. Участники выигрывают тогда, когда успевают угадать слово до момента, как рисунок будет завершен.
2) Нарисуй слово. Один ученик из каждой команды достает случайное слово из мешка, а затем начинает рисовать его. Первая команда, которая правильно угадает слово, побеждает. Если рисунок завершен, а слово не отгадано, тогда другой член команды занимает место «художника».
3) Гонка слов. Ученики делятся на две команды. Доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания. Затем студенты начинают записывать по одному слову в соответствии с темой. Одно слово - один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.
Также преподаватели часто используют на своих занятиях различные кроссворды, ребусы и загадки, что также является игровым элементов в ходе занятия.
В-третьих, преподаватели очень часто привыкли слышать от своих учеников фразы «а давайте…», «а можно нам…» с предложениями разнообразить свою деятельность на уроке. Хороший преподаватель знает, что в большинстве случаев дети предлагают действительно стоящие идеи, которые можно доработать и достойно оформить, чтобы доставить удовольствие своим ученикам и поработать на уроке с пользой. Не обязательно исполнять все прихоти учеников, ведь некоторые из них действительно могут не нести никакой пользы для занятия. Но прислушиваться к высказанным учениками пожеланиям и предложениям, вносить больше красок и игровых элементов в план урока зачастую очень полезно для того, чтобы учебный процесс протекал интересно и легко.
Автор: Петрякова А.С.