Адрес центра:Ярославль, пр-т Ленина, 25,
6-й этаж. Смотреть на карте

+7 (920) 122-71-16
+7 (915) 961-73-97
Главная страница Статьи Нестандартные формы урока иностранного языка как способ повышения интереса к предмету
Нестандартные формы урока иностранного языка как способ повышения интереса к предмету

  Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Как показывает практика, разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у учащихся, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать позволяет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом.

  Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д. Достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие социокультурной компетенции учащихся, расширение знаний о культурном наследии стран изучаемого языка и повышение мотивация к учению.

  Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в нетрадиционной обстановке, создающей атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. На них осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участие на уроке учителя. Методически высокоэффективными нетрадиционными формами обучения являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

  Рассмотрим более подробно некоторые из представленных форм урока.

Видеоурок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы представляют учащимся живую речь носителей языка и погружают их в ситуацию знакомства с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений страны изучаемого языка. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

Урок-экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д.

Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Урок-спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Спектакль активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, углубляет знание языка по средствам запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь и учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-праздник и урок-интервью

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник.

Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях англоязычных стран, и развивает у школьников способности, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач темы урока могут быть: "Свободное время", "Планы на будущее".

Такая форма урока требует тщательной подготовки, которая стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, углублению знаний, а также расширяет кругозор.

 

Автор: Печникова Анна Дмитриевна.

Наверх